's' do senna



Я не помню, что делал 1 мая 1994 года. Наверное, беззаботно радовался выходному дню, как этому радуется каждый школьник. Тогда я ещё не “болел” Формулой-1 и уж точно не знал, кто такой Айртон Сенна. А именно в тот далёкий день на итальянской земле, на трассе Имола погиб великий гонщик. Печально знаменитый “чёрный уикенд”, унёсший жизни двух пилотов, разбивший сердца многочисленных болельщиков. Ужасный, чудовищно ужасный уикенд. Мир лишился своего Волшебника, а вместе с ним – и волшебства.

Стыдно признаться, но про Сенну я узнал лишь в 1999, прочитав статью о нём в спортивной газете, а ведь к этому моменту я уже 4 года всеми возможными способами следил за королевой автоспорта, а, оказалось, что взгляд всё время скользил лишь по поверхности. Символично это или нет, но я болел тогда (впрочем, как и сейчас) за британскую команду, или, как принято иногда называть, конюшню, Williams, выступая за которую Сенна вышел на старт своего последнего Гран-при. Статья та называлась “5 лет без волшебства”, и она до сих пор в целости и сохранности. За неимением Интернета, да что там – компьютера, газетные вырезки тщательно и аккуратно собирались и бережно хранились в коробках из-под шоколадных конфет. Может быть, именно для того, чтобы сегодня достать бумажную кипу и окунуться в чемпионские баталии прошлого, словно в кинохронику. В статье было два снимка: на одной запечатлён серьёзный Айртон в знаменитой кепке “Nacional”, на другой - момент роковой аварии. Общеизвестно, что аварии притягивают взгляды, завораживают, но только тогда, когда спустя несколько мгновений после происшествия гонщик покидает болид. Тогда можно посмотреть десятки повторов, попробовать проанализировать ситуацию, понять причину произошедшего, получить ещё дозу пульсирующих ощущений. А если так не происходит, если пилот остаётся в груде обломков – всё, что осталось от прекрасного болида, – становится не по себе, становится страшно. Хочется узнать, жив ли гонщик, а ведь в телевизионной трансляции стараются как можно меньше показывать, что там творится на месте аварии. Некий вид корректности? Возможно, что это даже правильно. Хотя бы потому, что тогда, 21 год назад, весь мир в прямом эфире видел, как на трассу приземляется медицинский вертолёт, как тело Айртона извлекают из болида, все видели впитавшуюся в гравий кровь; после все узнают, что Сенна хотел посвятить свою 42-ю победу погибшему днём ранее Ролану Ратценбергеру, о чём свидетельствовал найденный в рукаве его комбинезона (по другой версии, среди обломков болида) австрийский флаг… Конечно, я не подразумеваю, что надо было пустить многочисленные рекламные блоки и вернуться в эфир лишь во время рестарта, хотя кто-то поступил именно так или просто переключил камеру на пит-лейн (например, канал BBC). Но возможно ли представить, хоть на минутку, ужас, который пришлось пережить всему автоспортивному миру. Корректность нужна, но в меру, а её определить нелегко. Например, фотограф Анджело Орси, запечатлевший шокирующие и ужасные кадры аварии Айртона, так никогда их и не опубликовал, несмотря на весьма заманчивые предложения об их покупке. Я считаю, это был благородный поступок. Что-то не должен видеть никто, нельзя превращать трагедию в ещё одну возможность заработать.

“Остатки машины после судебного разбирательства были возвращены команде Williams и, согласно её заявлению, уничтожены”.

Отдавая своеобразную дань своему пилоту, каждый болид команды Фрэнка Уильямса теперь украшается знаменитой эмблемой Сенны.
Айртон Сенна. Его имя до сих пор заставляет трепетать сердца миллионов. Человек-легенда, ставший таковым ещё при жизни. Вспыльчивый, целеустремлённый, благородный, беспощадный на трассе, обаятельный и приветливый вне её. Он желал только победы, он ушёл непобеждённым, непревзойдённым чемпионом, кто бы что ни говорил, да и дело вовсе не в количестве побед и титулов. Он лидировал в своём последнем Гран-при, он погиб на гоночной трассе. Чем-то всё это напоминает великих воинов древности, завоевывающих себе славу в сражениях и погибающих в битвах. Они всходили на Олимп с ясными очами и во всей красе. Айртон сражался, не щадя ни себя, ни соперников, он не признавал поражений, только победа, иначе нет смысла даже начинать игру, он был и остаётся великим гонщиком.

“Несчастные случаи непредсказуемы и ненавистны, но они - часть жизни. Когда Вы сидите в гоночном автомобиле и участвуете в гонках, чтобы победить, второе или третье место - не достаточны для вас. Вы должны пойти на компромисс, выиграть или нет. Это означает: Вы участвуете в гонках или нет”.
/Айртон Сенна, август 1991/

Его запомнят именно таким: молодым, улыбающимся, с вьющимися волосами; победителем. А его “битвы” с непримиримым соперником Аленом Простом являются одними из самых запоминающихся в “Мифах и легендах Формулы-1”.

Порой непреодолимо хочется, чтобы во всём был смысл, даже в смерти. Может быть, тогда удастся найти ответы на незаданные вопросы, понять. Хочется, чтобы трагедия научила чему-то тех, кто остался в живых, но чему? Сколько прекрасных, безмерно талантливых людей ушли, как нам кажется, раньше времени, так зачем всё это? Неужели ради хороших слов в их адрес спустя годы, ради воспоминаний, ради… Нет, конечно же нет. И каждый должен решить сам для себя, что ему вынести из подобной ситуации, неважно гонщик ты, механик, инженер или болельщик. Очевидно, например, что безопасность гонок Формулы-1 значительно возросла, хотя и сегодня случаются серьёзные аварии. Сегодня не только организаторы Гран-при решают многие вопросы, но они прислушиваются и к пилотам, которые знают о существовании возможных проблем, так сказать, изнутри. Никто не хочет повторения трагедии. Я верю в это.

До сих пор не утихают споры, что послужило причиной злосчастной аварии, выиграл бы Айртон титул в 94-м, сколько раз ему бы ещё покорилась вершина подиума, сколько раз он бы ещё стал триумфатором всего чемпионата, что бы делал после завершения карьеры… Никому и никогда не найти ответов на эти вопросы. Жизнь не приемлет сослагательного наклонения. Сенна навсегда останется гонщиком, пилотом Формулы-1, с яркой карьерой и не менее ярким её завершением. Он изменил жизни очень многих людей, знали ли они его лично или лишь изредка видели на фотографиях в газетах или на экране телевизора. (Я лично знаю человека, который перестал смотреть гонки после событий мая 94-го). И можно сколько угодно рассуждать о следующих поколениях гонщиков, пытаясь отыскать среди них кого-то похожего на Сенну. Нет такого и не будет. Да, будут другие, может быть, даже более яркие, но второго Волшебника не будет никогда.

“В мире существует лишь один человек, способный превзойти меня. Его имя Айртон Сенна”
/Хуан-Мануэль Фанхио/

1 comment(s):

Aniik Kistor said...
This comment has been removed by a blog administrator.

Post a Comment

 
Copyright 2010 субъективные заметки о королевских гонках. Powered by Blogger. Login Blogger Template create by tamikas