"Настоящие" чемпионы


После победы в чемпионате мира 2014 года Льюис Хэмилтон присоединился к условному, но, несомненно, привилегированному клубу пилотов Формулы 1, которым удалось завоевать чемпионский титул в составе двух разных команд. Англичанин стал лишь 10-м(!) гонщиком в истории, который смог добиться такого выдающегося результата.


Формула 1 – довольно молодой и не столь распространённый вид спорта, как, например, футбол, хоккей или баскетбол. В 2015 году Королевские гонки отмечают лишь своё 65-летие. И надо быть пилотом экстра-класса, чтобы выиграть хотя бы один Гран При, не говоря уже о целом чемпионате. За 64 года вершина автоспорта покорилась только 32-м разным пилотам, 16 из них смогли ещё хотя бы раз повторить свой успех, ну а 10 не просто выиграли чемпионат вновь, но и сделали это в составе другой команды:

 Пилот  Команда
 Хуан Мануэль Фанхио  Alpha Romeo (1951)
 Maserati (1954*, 1957)
 Mercedes (1954*, 1955)
 Ferrari (1957) 
 Джек Брэбем  Cooper (1959-1960)
 Brabham (1966) 
 Грэм Хилл  BRM (1962)
 Lotus (1968) 
 Джекки Стюарт  Matra (1969)
 Tyrrell (1971, 1973) 
 Эмерсон Фиттипальди  Lotus (1972)
 McLaren (1974) 
 Ники Лауда  Ferrari (1975,1977)
 McLaren (1984) 
 Нельсон Пике  Brabham (1981, 1983)
 Williams (1987) 
 Ален Прост  McLaren (1985-1986,1989)
 Williams (1993) 
 Михаэль Шумахер  Benetton (1994,1995)
 Ferrari (2000-2004) 
 Льюис Хэмилтон  McLaren (2008)
 Mercedes (2014) 

В этом "клубе" нет Себастьяна Феттеля. Уверен, найдутся те, кто с удовольствием приведут подобный аргумент в качестве довода, что немец – ненастоящий чемпион. Но среди тех 9-ти пилотов также нет ни Фернандо Алонсо, ни Мики Хаккинена, ни Айртона Сенны. Эти четверо выступали за разные команды, побеждали в составе разных команд (за исключением, Хаккинена), и каждый может похвастаться, как минимум, парой чемпионских титулов. Вот только свои титулы все четверо завоевали за время выступлений в каком-то одном коллективе. Для Феттеля это Red Bull, для Алонсо – Renault, для Хаккинена и Сенны – McLaren. Получается, все они “ненастоящие” чемпионы? И если это так, что уж говорить про Джима Кларка, двукратного чемпиона мира, который на протяжение всей своей автогоночной карьеры оставался верным лишь одной команде. А те другие 16 пилотов, которые покорили вершину только 1 раз. Все они тоже “ненастоящие” чемпионы?

В последние годы было слишком много критики в адрес Себастьяна Феттеля и Red Bull. 4 сезона подряд они выигрывали титулы в обоих зачётах**, но многие болельщики были недовольны, что один и тот же пилот и одна и та же команда год за годом лучше остальных справлялись со своей работой. И это абсолютно нормально, если вы поддерживаете другого пилота и/или другую команду, но недовольство порой переходило в откровенное неуважение. Помните, освистывания Феттеля на подиуме в Канаде в 2013? Да, в 2011 и 2013 Себастьян Феттель был на голову сильнее всех своих соперников, но, что удивительно, Red Bull даже в те сезоны так не доминировала, как Mercedes в 2014 или Ferrari в 2002 и 2004. Цифры не врут.

 год  Пилот  Кол-во ГП  Победы (%)  Подиумы (%) Поул-позиции (%) Сходы (%)
 2004   Михаэль Шумахер  18 13 (72,2%)15 (83,3%) 8 (44,4%)1 (5,6%)
 1963   Джим Кларк 10 7 (70%)9 (90%) 7 (70%)1 (10%)
 2013   Себастьян Феттель  19 13 (68,4%)16 (84,2%) 9 (47,4%)1 (5,3%)
 2002   Михаэль Шумахер  17 11 (64,7%)17 (100%) 7 (41,2%)0
 1965   Джим Кларк  10 6 (60%)6 (60%) 6 (60%)3 (30%)
 2011   Себастьян Феттель  19 11 (57,9%)17 (89,5%) 15 (78,9%)1 (5,3%)
 2014   Льюис Хэмилтон  19 11 (57,9%)16 (84,2 %) 7 (36,8%)3 (15,8%)
 1992   Найджел Мэнселл  16 9 (56,3%)12 (75%) 14 (87,5%)4 (25%)
 1971   Джекки Стюарт  11 6 (54,5%)7 (63,6%) 6 (54,5%)2 (18,2%)
 2001   Михаэль Шумахер  17 9 (52,9%)14 (82,4%) 11 (64,7%)2 (11,8%)


 год  Шасси  Кол-во ГП  Победы (%)  Подиумы (%) Дубли(%) Поул-позиции (%)
 1988   McLaren MP4-4  16 15 (93,8%)25 (78,1%) 10 (62,5%)15 (93,8%)
 2002   Ferrari F2002  17 15 (88,2%)27 (79,4%) 9 (52,9%)10 (58,8%)
 2014   Mercedes F1W05  19 16 (84,2%)31 (81,6%) 11 (57,9%)18 (94,7%)
 2004   Ferrari F2004  18 15 (83,3%)29 (80,6%) 8 (44,4%)12 (66,7%)
 1996   Williams FW18  16 12 (75%)21 (65,6%) 6 (37,5%)12 (75%)
 1984   McLaren MP4-2  16 12 (75%)18 (56,3%) 4 (25%)3 (18,8%)
 1963   Lotus 24-25  10 7 (70%)9 (45%) 07 (70%)
 2013   Red Bull RB9  19 13 (68,4%)24 (63,2%) 4 (21,1%)11 (57,9%)
 1971   Tyrrell 001-003  11 7 (63,6%)11 (50%) 2 (18,2%)6 (54,5%)
 2011   Red Bull RB7  19 12 (63,2%)27 (71,1%) 3 (15,8%)18 (94,7%)
 1992   Williams FW14B  16 10 (62,5%)21 (65,6%) 6 (37,5%)15 (93,8%)
 1989   McLaren MP4-5  16 10 (62,5%)18 (56,3%) 4 (25%)15 (93,8%)
 1993   Williams FW15C  16 10 (62,5%)22 (68,8%) 1 (6,3%)15 (93,8%)

А что касается смены команд... Великий мотогонщик Мик Дуэн завоевал все свои 5 чемпионских титулов в MotoGP, выступая за команду Honda; самый титулованный раллийный гонщик в истории - Себастьян Лёб - выиграл все 9 титулов за рулём Citroen; в конце концов, даже Михаэль Шумахер выиграл 5 из 7 титулов исключительно за рулём Ferrari. Достижение Льюиса Хэмилтона потрясает, и он, несомненно заслуживает оваций, однако не стоит преуменьшать и успехи его коллег по цеху. Чемпионами становятся лучшие пилоты. Может быть, иногда не обойтись без толики везения, но нет более "истинного" или менее "настоящего" чемпиона.


* Хуан Мануэль Фанхио начал сезон 1954 года в составе Maserati, а завершил в составе Mercedes.

** Между прочим, это рекорд с точки зрения завоевания первых чемпионских титулов. Впервые в истории Формулы 1 пилот выиграл свой 1й титул, а затем ещё 3 года подряд защищал звание чемпиона мира. Аналогичный прецедент создали и Red Bull в Кубке Конструкторов. Только “пара” Михаэль Шумахер и Ferrari смогли завоевать 5 титулов кряду, но те чемпионские титулы не были дебютными ни для немца, ни для Скудерии.


0 comment(s):

Post a Comment

 
Copyright 2010 субъективные заметки о королевских гонках. Powered by Blogger. Login Blogger Template create by tamikas