Айртон Сенна и Ferrari



22 года прошло с трагического Гран При Сан-Марино, во время которого автоспортивный мир лишился Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны. С тех пор появилось бессчётное количество теорий из серии “если бы”, особенно в отношении титулованного бразильца. Если бы в 1994 сезон Айртона начался успешнее? Если бы вместо двух сходов в первых двух гонках, он бы одержал две победы? Если бы Сенна не перешёл в Williams… А ведь бразилец, действительно, мог и не оказаться в команде сэра Фрэнка Уильямса. Айртон Сенна мог бы выступать за Ferrari, контракт между пилотом и красной командой был практически подписан несколькими годами ранее, но в итоге этого так и не случилось. И вот почему.

Вспоминает Чезаре Фьорио, возглавлявший Скудерию с 1989 и до Гран При Монако 1991:
“Когда в 1989 я пришёл в Ferrari, моей основной задачей было заполучить в команду лучшего гонщика. Несомненно, Сенна был первым в моём списке, следом шёл Прост и, конечно, Мэнселл, но Найджел уже выступал за Скудерию. Я хотел заменить Герхарда Бергера на Сенну, поэтому сразу начал вести переговоры. Сенна подчеркнул, что у него уже есть контракт на следующий сезон [1990 года], поэтому мы не могли заключить сделку. Мы решили переговорить позже. Мне удалось привести в команду Проста [на сезон 1990], и вместе с Мэнселлом они составили отличную пару.

В 1990-м я снова попытался переговорить с Сенной, который и сам был заинтересован в переходе в Ferrari, поэтому переговоры шли очень гладко, т.к. мы оба хотели сотрудничать. После Гран При Бразилии 1990, который выиграл Ален [Прост], я не уехал из Сан-Паулу в воскресение вечером, а остался ещё на один день. Сенна прислал за мной своего шофёра, и мы встретились с Айртоном в его доме. Я помню, что пробыл там с 9 утра до 7 вечера, обсуждая различные детали соглашения, а после этого мне надо было успеть на рейс. На нашей встрече не было ни менеджеров, ни юристов, только я и он. Мы прервали наше обсуждение, чтобы быстро перекусить с его семьёй, а затем вернулись к делам. К концу дня мы разрешили 80% всех вопросов, и сделка была завершена практически на 80%. Мы распрощались и договорились переговорить в ближайшее время снова.

В следующий раз мы встретились в четверг накануне Гран При Франции в Ле-Кастелле в начале июля. Обычно мы добирались до трассы на частном самолёте, самолёт совершил посадку в Ницце, я вышел, а остальные продолжили маршрут. Я поехал в Монако в дом к Айртону. Мы продолжили переговоры, чтобы разрешить оставшиеся 20% и прочие мелкие вопросы, вроде того, что Сенна носил бейсболку с логотипом Nacional, а мы предполагали, что там будет логотип Philipp Morris. Но и это были необходимые вопросы, если вы хотели заполучить Сенну в Ferrari.”

Когда после победной для Ferrari гонки во Франции мистер Фьорио вернулся в Маранелло, он написал Сенне письмо о намерениях, изложив все вопросы, которые они обсудили, и отправил его Сенне, чтобы тот мог подписать это письмо и отправить факсом обратно.

“Это письмо было использовано против меня Президентом Ferrari мистером Пьером Фузаро, который развязал против меня персональную войну, но которую он не мог выиграть, - вспоминает Фьорио. – Я пришёл в команду и принёс ей успех, но он [Фузаро] нашел способ побить меня. Он пошёл к Просту и показал ему то письмо о намерениях, сообщив, что я собираюсь привести в команду Сенну. С того момента мои отношения с Простом испортились. Все усложнилось, и ситуация стала невыносимой. Мне пришлось уйти.

Переход [Сенны] таки и не был совершён. Я хранил этот документ в своём сейфе почти 20 лет, а теперь решил, что ему пора увидеть свет. Я даже написал книгу об этом”.


Как Сенна отреагировал, когда я попытался наладить с ним контакт? "Я был новичком в Ф1. Хотя я и работал во многих чемпионатах, с прототипами и прочее, но в Ф1 я был юнцом, и Сенна не знал меня как менеджера. Он сразу заявил, что не может принять моё предложение, потому что у него уже есть контракт. Я ответил, что в этом нет никакой проблемы, потому что мне было нужно время для построения правильной команды для него".

Были ли у Айртона опредёленные запросы? "Было несколько моментов, которыми он особенно интересовался. Он хотел знать план технического развития команды и попросил привести в команду Стива Николса из McLaren, т.к. хорошо его знал, и он хотел изменить атмосферу в команде. Но и я хотел усилить мою команду, т.к. у меня разладились отношения с Джоном Барнардом. И я попросил Сенну указать на того специалиста, который, по его мнению, будет подходящей кандидатурой".

Хотел ли Сенна какого-то конкретного пилота в напарники? "Нет-нет-нет. Единственное, он заметил, что я должен найти самого быстрого пилота. Для меня это стало сюрпризом, потому что многие топ-пилоты хотят напарника, который не будет столь быстр, которого они смогут контролировать. Но Сенна заявил, что он хочет самого быстрого из доступных пилотов в напарники, тогда он будет уверен, что выжимает максимум в квалификациях и гонках, и если он не будет быстрее напарника, значит, он не справляется со своей работой. И это было неожиданно".

Впоследствии мистер Фьорио и Айртон Сенна ещё несколько раз встречались в паддоке, но переговоры вели осторожно, не привлекая чужого внимания. Сделка так и не была завершена, и, конечно же, удивительно узнавать такие подробности по прошествии более 20 лет.

История могла бы на этом и закончиться, но в 1993 году уже Жан Тодт, вставший у руля Скудерии, встречался с Айртоном и обсуждал переход бразильца в Ferrari. Сенна был заинтересован в этом переходе, но у Ferrari уже были контракты с Алези и с Бергером.

Вспоминает Жан Тодт, возглавлявший Скудерию с 1993 по 2007гг.:
“Сенна хотел перейти в Ferrari, а в Ferrari хотели подписать с ним контракт. В 1993-м накануне Гран При Италии у нас состоялась долгая беседа. Мы тогда жили в одном отеле, “Вилла д’Эсте”, на берегу озера Комо.

Он пришёл в мой номер около 10-ти вечера, и мы проговорили часа два. Меня поразило, как звучал его голос: Айртон произносил слова медленно и очень чётко. Он сказал, что уже со следующего года хотел бы выступать за Ferrari.

Но у нас были подписаны контракты с Герхардом Бергером и Жаном Алези. Тогда он заявил: “Контракты в Формуле 1 ничего не значат”. Однако я так не считаю. А когда я ему позвонил снова и предложил контракт на 1995-й, он отказался, потому что уже принял решение выступать за Williams…”

Совсем иначе могла бы сложиться история Королевских гонок, если бы один из величайших пилотов оказался бы в одной из величайших команд современной Формулы 1. Многое сложилось бы по-другому, появились другие “если бы”. Конечно, сегодня можно поставить под сомнение успех возможной совместной кампании Сенны и Ferrari, учитывая результаты Скудерии в начале 90-х, в частности, в сезонах 1991-92 годов. Williams, набирающий силу Benetton, даже McLaren, лишившийся поддержки Honda в 1993, выглядели куда лучше “Гарцующих жеребцов” из Маранелло. С другой стороны, команда не могла похвастаться лучшей техникой и в 1996, когда в Ferrari пришёл тогда ещё 2-кратный чемпион мира Михаэль Шумахер. Но уже через год немец боролся за чемпионский титул с Жаком Вильнёвым, а затем и вовсе сделал Ferrari непобедимой армадой, выигрывая титулы один за другим. Кто бы что ни говорил, очень многое зависит от пилота, часто от одного-единственного пилота.



Источники:
[1] gocar.gr
[2] autobild.de

0 comment(s):

Post a Comment

 
Copyright 2010 субъективные заметки о королевских гонках. Powered by Blogger. Login Blogger Template create by tamikas